вівторок, 6 жовтня 2015 р.

Правові аспекти експортної діяльності (рос.)

Правовые аспекты экспортной деятельности


05 октября 2015
Экспортное направление становится все более популярным среди отечественных производителей, но кроме перспектив, внешнеэкономическая деятельность — это еще и огромные риски, которые могут стать причиной значительных ресурсных и финансовых потерь.
Никто не застрахован от неуплаты платежа со стороны импортера, несвоевременного возвращения валюты, форс-мажорных обстоятельств. Именно о том, как минимизировать эти риски, рассказывает Галина ПЕРЕПЕЛИЦА, эксперт-аналитик, специализирующийся на рынках ЕС, представитель Донецкой торгово-промышленной палаты.

Риски во внешнеэкономической деятельности  это возможные неблагоприятные события, последствия которых негативно отражаются на деятельности участников ВЭД и приносят ущерб компании. Наиболее распространенные те, которые не зависят от деятельности предприятия, могут быть связанны с конъюнктурой внешних рынков или деятельностью иностранного партнера. К числу первых относятся валютные риски, изменения стоимости, падение спроса, рост конкуренции. Вторая группа рисков непосредственно связана со страхом не получить оплату или товар из-за политических и военных событий, решений органов власти и возникновения стихийных бедствий. Чтобы эффективно наладить сотрудничество с иностранным партнером и минимизировать риски, необходимо выбрать правильный способ оплаты платежа, который будет компромиссным для обеих сторон.
Первый серьезный риск в международной торговле — неуплата платежа, поэтому самым важным заданием для экспортера является выбор максимально надежной формы расчета.
Основными формами платежа являются: 
  • предоплата;
  • открытый счет;
  • инкассо;
  • аккредитив;
  • гарантия.
 
Авансовый платеж — распространенный метод внесения денежных средств на счета покупателя за еще непредставленные услуги или товары. Именно такая форма платежа является наиболее безопасной для экспортера, так как позволяет получить деньги за товар до его отгрузки. Но для импортера ситуация обратная, авансовый платеж является наиболее опасной формой расчета, потому что существует риск неполучения товара после внесения предоплаты. С учетом политической ситуации, сложившийся в нашей стране, зарубежный партнер старается уйти от авансового платежа, поэтому сейчас очень сложно заключить контракт предоплаты.
Открытый счет  форма расчетно-кредитных отношений между продавцом и покупателем, при которой продавец отгружает товар покупателю без оплаты, направляя вместе с ним счет на оплату, которую покупатель обязан осуществить в сроки, оговоренные контрактом. Такая форма платежа будет наиболее выгодной для вашего зарубежного партнера, так как оплата происходит после получения товара, соответственно, для экспортера  это самый опасный вариант осуществления платежа из-за риска неоплаты после отгрузки товара.
Сегодня опасения, что Украина не выполнит свои обязательства, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства в стране, играют решающую роль при сотрудничестве. Поэтому наиболее оптимальными являются две промежуточные формы  инкассо и аккредитив, которые позволяют из более рисковой зоны уйти в менее рисковую.
При инкассо сначала осуществляется отправка товара, а потом в банк покупателя направляется инкассовое поручение с документами, на основе которого покупатель решает, устраивает его данный товар и согласен ли он осуществить оплату. Особенностью этого метода является то, что документы на товар не отдаются покупателю до тех пор, пока он не согласился оплатить товар. То есть инкассо  это работа не с товаром или деньгами, а с документами, которые определяют право собственности на товар. Существует документ, который регулирует торговлю при данном способе расчета,  «Международные правила по инкассо» (редакция 1994 года), выдан Международной торгово-промышленной палатой.
При аккредитиве деньги отдают тогда, когда стороны между собою выполнили обязательства. Его нельзя отозвать или изменить без согласия продавца, то есть покупатель не имеет возможности остановить операцию или отказаться от осуществления платежа. Для получения денег продавец должен предоставить банку только необходимые документы, которые подтверждают выполнение продавцом условий аккредитива, в противном случае  деньги не выплачиваются. Об особенностях аккредитива и его преимуществах детально написано в «Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов» под редакцией Международной торгово-промышленной палаты.
Фактически при таких формах расчета банк выступает посредником: при инкассо он является держателем документов, а при аккредитиве  денежных средств.
Также существует способ оплаты по гарантии, который очень редко применятся в реальности. В этом случае банк вступает в игру, когда в ходе выполнения договора между сторонами возникают проблемы, и сторона, которая получила гарантию, ожидает денежную компенсацию. Гарантия предназначена для страховки от неуплаты платежей, документов и товаров. Естественно это стоит определенных денег, но в некоторых ситуациях стоит пойти на уступки, чтобы обезопасить себя и свою сделку. Регулятором деятельности по осуществлению гарантийных платежей являются «Унифицированные правила для гарантий по требованию» под редакцией Международной торгово-промышленной палаты.
Второй серьезный риск в международной торговле  это несвоевременное возвращение валюты, которая попадает под валютный контроль. В Законе Украины «Об осуществлении расчетов в иностранной валюте» установлен валютный контроль в 180 календарных дней, но на практике это не так, потому что Национальный банк Украины имеет право на срок до шести месяцев устанавливать другие сроки возврата валютной выручки. На сегодня работает Постановление НБУ от 03.03.2015 №160, которым установлен срок возврата валютной выручки в 90 дней. Таким образом, если после отправки товара через 90 дней деньги за него не поступили на ваш счет, начинает действовать валютный контроль в форме штрафных санкций, которые составляют 0,3% от суммы невозвращенной валютной выручки за каждый день простроченного платежа. Поэтому нужно внимательно рассматривать требования розничных сетей относительно того, как они вам будут осуществлять оплату.
Сегодня серьезным препятствием для успешной деятельности в нашей странеявляются форс-мажорные обстоятельства, которые исключают возможность выполнения определенных пунктов договора. Ситуация считается форс-мажорной, когда:
1) Обстоятельств, которые стали причиной невыполнения условий контракта, невозможно было избежать;
2) Возникшие проблемы не являются виной ни одной из сторон;
3) Предупредить последствия было невозможно;
4) Возникает невозможность выполнения договора.
На практике не всегда удается классифицировать проблему как форс-мажор. Поэтому на сегодня есть еще одна статья 652 ГК Украины «Изменение или расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств» или HARDSHIP  это та ситуация, которая усложнила заключение контракта, а предвидеть ее вы не могли (например, повышение курса валют).
Причинами такой ситуации могут быть:
  • События, что стали известными после заключения договора;
  • События, которые не могли быть учтены до заключения договора;
  • События вне контроля стороны;
  • Риск не был предусмотрен стороной.
В таких случаях необходимо пересмотреть договор или даже расторгнуть его.
Главным различием между форс-мажором и HARDSHIP является то, что в первом случае никто не освобождается от выполнения обязательств (они могут переноситься на определенный период), а во втором возможно расторгнуть контракт на законных основаниях, если в силу воздействия внешних факторов сделка стала невыгодной.
Таким образом, чтобы минимизировать риски выхода на зарубежные рынки необходимо проанализировать существующие формы оплаты платежа и выбрать наиболее оптимальную, которая будет выгодной для обеих сторон. Также в обязательном порядке нужно знать свои права и законы, согласно которым строить деятельность, чтобы в дальнейшем обезопасить свой бизнес. 

ТЕКСТ: Елена Фомюк

Джерело: портал розничной и оптовой торговли TradeMaster.UA