понеділок, 28 березня 2016 р.

Харківські авіатори підкоряють світовий ринок швидкісних човнів (рос.)

Две харьковские компании выбились в мировые  лидеры по производству лодок премиум-класса. Следующая цель - обыграть  игрока №1 - французский Zodiac                 
Компания Brig, харьковский производитель надувных моторных лодок с  жестким дном (rigid-inflatable boat (RIB), вышла на рынок США. Она  подписала договоры с двумя местными дилерами во Флориде и Мэриланде, а  также с американским производителем моторов Honda Marine (подразделение  Honda Motor). Об этом сообщило сразу несколько специализированных  международных изданий - Boating Industry, Marinelink и прочие. Украинские лодки появились в американских шоурумах.
Как сообщил генеральный директор американского подразделения Brig USA  Нейл Вебстер, после завоеваний рынков Европы и Австралии новая цель -  стать лидером рынка и в Штатах. 
В Украине об этой компании в открытых источниках практически ничего не известно. ЛІГА.net решила разобраться, откуда в Харькове, в 400 км от моря, взялись крупные мировые производители моторок. Да еще и класса luxury.

Начинали в авиации 
Фирма Бриг была зарегистрирована в Харькове еще в 1993 году командой  военных специалистов - авиационными инженерами. Основным учредителем был  Вячеслав Родинов (50% уставного фонда). Среди миноритариев - его брат  Александр Родионов, бывший военный пилот, летавший на истребителях МИГ.
"Очень много наших сотрудников - выпускники Харьковского авиационного  института. У нас есть авиационный бэкграунд", - рассказал Вячеслав  Родионов корреспонденту ЛIГА.net. Харьков находится далеко от моря, и,  как говорит основатель компании, лодками в 90-х годах он стал заниматься  случайно. "Просто нужно было кормить семью", - вспоминает он. Как пишет  Marine Business-World, поставки первой партии лодок Brig Швецию  провалились. Контейнер пришел обратно. Тогда основатели и решили  отказаться от старых советских материалов и перейти на импортные  качественные составляющие. В 1994 году новая украинская лодка попала на  немецкую выставку Boot Dusseldorf. В 1999 году появились первые лодки  Brig на стекловолоконной основе.


Фирма Бриг была зарегистрирована в Харькове еще в 1993 году командой  военных специалистов - авиационными инженерами.
Сейчас в городе Дергачи Харьковской области расположен завод Brig по  производству лодок. Общая площадь - более 6 000 метров. На нем работает  более 200 человек. По словам Вячеслава Родионова, ежегодно он производит  около 2 000 лодок стоимостью от $5 000 до $100 000. Они поставляются  дистрибуторам в более чем 60 стран мира. 
Полтора года назад австралийский журнал Ocean Magazine взял  интервью у Родионова интервью, где он рассказал, что компания уже  выпустила около 40 моделей лодок под своим бредном (от 2,5 метров до  8-ми), а "семья Brig (включая дистрибуторов) кормит тысячи семей по  всему миру". В украинских СМИ о столь заметном мировом игроке пока ни  слова. Оборот компании не известен, но если предположить, что средняя  стоимость лодки хотя равна хотя бы $20 000, то он должен составлять  десятки миллионов долларов. 

Потягаться с моторкой Кусто 
По оценке Родионова, его компания входит, ориентировочно, в тройку  мировых производителей. Украинцев опережает французский Zodiac (та самая  моторка, на которой ходил Жак-Ив Кусто в Подводной Одиссее). Крупнейшие  дистрибуторы Brig сейчас работают в Великобритании, Швеции,  Нидерландах, Финляндии и Турции, Австралии ( где контролирует около 70%  рынка). "Самый большой рынок - Скандинавия. В Финляндии на 5 жителей  приходится одна лодка, в Швеции - одна на 7 человек", - рассказывает  директор Brig. Раньше лодки активно продавались и в России. Но как отмечает  Родионов, там сейчас кризис, и продажи сильно упали. "Мы сейчас в Россию  почти ничего не продаем", - говорит он. 
Brig уже мелькает  в голливудских фильмах. В Украине Лодки Brig Родинов поставляет  пограничникам и морской охране. Однако спецзаказы для государственных  служб выполняет не так часто. Основной сегмент рынка - развлечения,  отдых и туризм. 
Вячеслав Родинов ставит перед собой новую амбициозную цель. В этом  году, помимо американского, Brig начала работать и на французском рынке.  "Эти два - самые большие рынки мира", - отмечает Родионов. Он надеется  удвоить оборот через несколько лет и обогнать Zodiac. 
Но конкурент уже "крепко сидит" в США. Как заявил недавно президент  Zodiac Nautic Доминик Хебер-Шаффрин, на Штаты приходится около 40%  глобального бизнеса. И в этом году французы настроены еще увеличить  продажи в этом регионе. У Zodiac Nautic, в отличие от украинцев, целых  три завода - во Франции, Тунисе и Южной Каролине (США). Импортировать  лодки в Америку им не приходится, что сокращает издержки. 

Две лодочные столицы Украины
В ходе подготовки материала выяснилось, что Украина в целом - крупный  экспортер моторок  как высоких ценовых категорий (luxury), так и  надувных лодок попроще. 
Производством и экспортом лодок RIB в стране занимается не одна  компания. По словам Родионова, только в Харькове их 7 или 8. Вторая  лодочная столица - Днепропетровск. Здесь есть довольно крупная компания  Колибри, основанная еще в 1995 году. Специализируется она в основном на  более дешевом сегменте складных надувных лодок. Хотя сейчас в  ассортименте появились и лодки RIB. Компания торгует своей продукцией в  30 странах мира. Кроме того, в городе на Днепре лодки под своими  брендами выпускает фирма Аква-Шторм. Она поставляет товар в Казахстан,  Словакию, Польшу, Россию, Хорватию, Германию, Францию, Италию и другие  страны. 

В Киеве тоже есть свой производитель - французско-украинское СП  Фьорд-Бот. Он поставлял RIB в МЧС и Минобороны. Но как сообщили в  компании, пока вынуждены были приостановить производство лодок этого  типа: под их производство не хватало серийных заказов и большого  помещения. 

Конкурент под боком
Но основным конкурентом Brig в Украине все-таки является харьковская  компания. 15 лет назад учредители разошлись в своем видении рынка. И  один из них открыл новую харьковскую компания Grand Marine. Сейчас ее  фабрика находится в поселке Солоницевка, всего в 20 км от Дергачей. Как  рассказал представитель киевского представительства компании, не так  давно предприятие привлекло серьезные инвестиции для расширения  производства. По его словам, сейчас фабрика способна выпускать до  нескольких тысяч лодок в год, и полностью загружена предзаказами. Так  как диапазон моделей очень широк, среднюю цену выделить сложно,  предположительно, она может составлять около $10 000. 
О Grand Marine в украинских СМИ публикаций практически ничего нет.  Зато недавний сюжет с участием директора компании Татьяны Меркуловой висит  на сайте Еврокомиссии. По ее словам, 98% товара идет на экспорт (у  Grand в 1,5 раза больше модельный ряд, чем у Brig). На украинском  предприятии работает 130 человек. Как выяснилось, у GrandMarine  достаточно известные владельцы. В прошлом году около 60% уставного фонда  предприятия выкупили братья Тарас и Денис Ситенко. Еще 30% принадлежит  Татьяне Меркуловой - управляющему инвестору. 

Уроки выживания 
Отношения с местными властями и контролирующим органами у  Grand далеко не всегда гладкие. Меркулова рассказывает, что НДС им не  возмещают (около 5 млн грн долга). "Каждый год сужусь с налоговой.  Выигрываю суды", - рассказывает топ-менеджер. - А проверяющие инспекции  всегда имеют планы по штрафам, хотя предприятие работает в белую. Чтобы  пропускали лодки на таможне, Татьяне Меркуловой пришлось долго выяснять  отношения с тамошними начальниками. Это при том, что оперативное  пересечение границы для Grand (также как и для Brig) важно как воздух.  Ведь перед тем как импортировать лодку, нужно завести сертифицированные  для морского бизнеса комплектующие (многое приходит из Италии). В  Украине закупается самое простое сырье. И даже оно в дефиците. "Фанеру  берем на заводе в Западной Украине. Только он один подходящий", -  говорит Меркулова. 
Даже если Brig и Grand входят в  десятку (в случае если менеджеры и дистрибуторы переоценивают свои  активы, что бывает), Украина все равно претендует на статус одного из  крупнейших мировых экспортеров моторок с жестким дном.

 Статья создана по материалам сайта  biz.liga.net